Нa зeмлe дрeвнeгo Eгиптa сoxрaнилoсь мнoжeствo удивитeльныx пaмятникoв стaрины. И нeрeдкo бoльшoe удивлeниe вызывaют звeрoгoлoвыe бoги дрeвнoсти. Нo нe мeньший интeрeс вызывaют клaдбищa с пoxoрoнeнными тaм живoтными, кoтoрыe, кaк и сыны Земли пoдвeргaлись мумификaции и зaxoрaнивaлись с бoльшими пoчeстями. Вeдь живoтныe нeрeдкo oлицeтвoряли грoзныx бoгoв.
Oбoжeствляeмыe живoтныe Дрeвнeгo Eгиптa
Рeлигия Дрeвнeгo Eгиптa фoрмирoвaлaсь пoд влияниeм тoтeмизмa. Тoтeмoм, кaк прaвилo, избирaлoсь живoтнoe, с кoтoрым плeмя сeбя связывaлo тeсными узaми. Oднaкo в Дрeвнeм Eгиптe стройность с мирoм живoтныx oкaзaлaсь стoль сильнoй, чтo прoдoлжaлa рaзвивaться и пeрexoдилa в нoвoe кaчeствo. Итогом сего стал огромный пантеон божеств с зооморфным обликом. Присутствие этом сами животные с богами не отождествлялись, после исключением тех случаев, когда определённое животное считалось «воплощением души» какого-либо бога.
Самыми почитаемыми были культы быка, ибиса, коршуна, сокола, кошки, павиана, крокодила и жука-скарабея. Преклонение другим животным носило уже локальный характер. Бессловесная) тварь, почитавшееся в одном номе, не считалось священным в другом. Через каждое слово из-за этого разгоралась вражда между жителями разных областей. Же все же на священных ибисов, коршунов и соколов страстишка была запрещена везде. На львов могли мечтать только в честь праздника богини Бастет, в отдельных номах могли удавить крокодилов при условии возрастания их численности.
Отдельный ном почитал своё животное, и если оно умирало в центре своего культа, в таком случае его бальзамировали, клали в саркофаг и хоронили при храме.
Культ быков и коров
Одним из самых почитающихся животных в Древнем Египте был бычок. Его культ не был случайным. Ведь египтяне обрабатывали почву с через этого животного. Поэтому бык считался символом плодородия. Следствием сего было то, что боги, отвечающие за плодородность, сливались с культом быка. Таким примером служит митраизм быка Аписа в Мемфисе. Он являлся «душой» почитаемого тут. Ant. там бога Птаха. Здесь при храме постоянно проживал бычина – олицетворение бога.
Но чтобы стать земным воплощением бога, здоровяк должен был иметь определённые признаки. На лбу у него долженствует располагаться белый треугольник, на шее – пятно, напоминающее орла, а бери боку – пятно в форме растущей луны. Когда дилер умирал, то египтяне объявляли долгий пост, за всем тем после него жрецы начинали подыскивать нового кандидата получи и распишись столь высокий пост.
В Гелиополе, чтившем Ра да поклонялись солнечному быку Мневису. Он тоже считался душой бога и в так же время его живым воплощением. Бык Бухис, считался душой Монту в Гермонте и связывался тоже с культом Осириса. Бухис был чёрным и изображался с солнечным диском посередь рогов.
Но помимо культа быка ещё почиталась священная пышка. Их культ, как правило, был связан с таким божествам (языко Исида. Её священным животным считалась «великая беляшка корова Гелиополя», которая была матерью мемфисского быка Аписа. Второй богиней, почитавшейся в образе небесной коровы, была Хатхор. Не что иное она перевозила Ра. Очень часто Хатхор изображается в виде женское сословие с коровьими рогами, между которыми располагается солнечный дискетка. Позже образ Исиды и Хатхор сливается.
Почитание птиц
Безграмотный менее почитаемыми были такие птицы как колпица, сокол и коршун. Они настолько чтились, что даже если за нечаянное убийство одной из этих птиц полагалась смертная расстреливание. Повсеместно чтился бог мудрости Тот, создатель письменности и литературы. Само амун изображалось в виде человека с головой ибиса. Поэтому буква птица чтилась при храмах Тота. Также трупы сих птиц подвергались бальзамированию. Ибис, помимо воплощения бога олицетворял башковитость, спокойствие и грациозность.
Одной из самых почитаемых птиц являлся балобан. Ему поклонялись с древнейших времён и, как правило, сокола отождествляли с Гором, какой-нибудь изображался в виде летящего сокола и Ра, как особа с головой сокола. Позднее сокол ассоциировался с «душой» Ба, которая выглядела (то) есть сокол с человеческой головой. На протяжении всей египетской истории считался покровителем и защитником правительство фараона.
Также в Египте почитались такие птицы наравне коршун, он символизировал небо. Самка белого коршуна было воплощением богини Нехмет и являлась символом могущества фараонов. Ластовка также являлась одним из воплощений Исиды. Невыгодный менее почитались гуси как священные птицы Амона.
Неуважение крокодилов, баранов, кошек
Бога нильских вод Себека олицетворяли крокодилы. Считалось, яко они были способны повелевать разливами Нила, тот или иной приносил на поля плодородный Нил. Этим животным поклонялись закачаешься многих местах. Но главным культовым центром почитания стали Фивы и Фаюм. Фаюм стал безграмотный случайным местом. Это оазис в Ливийской пустыне, идеже была создана система оросительных сооружений, появилось рукотворное море, где и развелось множество крокодилов. Крокодил выбирался вдоль особым признакам, чтобы стать воплощением души Ба Себека.
Одним изо самых почитающихся животных, наряду с быком был дерево, который также почитался как символ плодородия. Священные бараны жили рядом храмах многих богов. Так, например, важными центрами культа были Эсна и Элефантин. В этом месте бараны считались воплощением бога Хнума, в Гераклеополе – бога Херишафа. В свой черед баран почитался в Мендесе, где он назывался Ба-небджед — «Сердце Владыки Джед».
Баран был олицетворением самого главного бога в Египте Амона. Его культом центром были Фивы. Сие животное отличается от других своими кривыми, загнутыми долу рогами. В то время как рога других баранов располагались в горизонтальном положении и имели винтообразную форму. Амона-Ра как принцип изображали как человека с головой барана.
Повсеместно в Египте почитались кошки. Однако главным культовым центром был Бубастис. Культ их связывался с тем, аюшки? они уничтожали грызунов, а, следовательно, берегли урожай. Не больше и не меньше с почитанием кошек связано много удивительных традиций. Так, если в семье умирала кошка, объявлялся траур. Вслед убийство этого животного полагалась суровое наказание. Подле пожаре первой спасали кошку, а потом только детей и достаток. Умерших животных относили к жрецам, где их бальзамировали и хоронили нате специальном кладбище.
Это животное ассоциировалось с Ра, манером) как он считался великим котом. Не в меньшей степени почитаемой была богиня Бастет, которая была хранительницей домашнего очага, а равным образом символизировала плодородие. Она, как правило, изображалась в виде кошки либо как женщина с кошачьей головой.
Почитание павианов, шакалов, собак
Священным животным бога мудрости Тота считался бабуин-кинокефал. Считалось, что помощником этого божества был сфинкс по имени Астенну, который был одним с четырёх павианов, наблюдавших за судом Осириса в царстве мёртвых. Кое-когда также встречаются изображения Тота в образе павиана, таково как эта обезьяна считалась разумным созданием. Священные павианы жили в вольерах близ храмах, также они дрессировались и нередко принимали чуткость в религиозных мистериях.
С развитием культа мёртвых важную дело играли божества загробного мира. Одним из таких богов был Анубис – порфироносец подземного мира мёртвых, а позже, один из слуг Осириса, защитник и провожатый умерших в загробный мир. Животным, с которым ассоциировалось сие божество, был шакал или собака. Поэтому сие божество изображалось либо как собака или шакал, расстилающийся на брюхе, или как человек с головой одного или — или другого животного. Центром почитания этих животных был Кинополь.
Признание. Ant. презрение гиппопотамов, львов, свиней.
Почитание этих животных безвыгодный было столь широким. Как правило, их почитание не выходил за центры почитания. Например, культ гиппопотама было связано с культом богини Таурт, которая изображалась в виде беременной самки бегемота. Уж на что молодец есть у вас сама богиня почиталась как покровительница беременных и новорожденных, гиппопотамы почитались не более в Папремитском округе и ещё в нескольких местах.
Локальный обличье носило и почитание львов. Наиболее известной божеством, с которым ассоциировался Левуся, была грозная Сехмет, богиня войны и палящего солнца. Центром культа этой богини был Мемфис, в свой черед ей поклонялись в храме Гелиополиса, где содержались львы. Изредка с головой львицы изображалась Бастет. Такое изображение считалось проявлением агрессивной стороны богини. Для львов была запрещена охота. Исключения лишь составляли праздники в доброе имя богини Бастет. Также львы символизировали мощь фараона.
Никак не повезло с культом свинье. Это животное считалось в Египте нечистым животным, и вроде правило ассоциировалась с коварным Сетом. Но в то но время свинья с древнейших времён символизировало небо. Опять же в виде свиньи с поросятами-звёздами на животе временем изображалась богиня неба Нут, мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды.
Преклонение других животных
В Египте почиталось большое количество животных. Посреди многочисленных культов можно выделить почитание мангуста. Сии животные часто приручались и содержались дома для защиты аспид и крыс. Вместе с ежом почитался как змееборец.
Одним изо символов плодородия бала лягушка. Также она связывалась с загробным скопом и воскресением после смерти. Лягушка считалась священным животным богини Хекет. Центрами почитания были Харвер и Абидос.
Отнюдь не менее почитался навозный жук — скарабей. Культ его связывался с солнечным богом Хепри. Существовало суеверие, будто скарабеи обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими ото сил зла, от ядовитых укусов и помогающими родиться заново после смерти. Также из насекомых почиталась равно как ядовитая многоножка Сепа, которое являлось священным насекомым Атума.
Мнение
На течение долгого времени религия Древнего претерпевала изменения. Верования древних охотников смешивались с представлениями скотоводов и земледельцев. Получи это всё накладывалась политическая борьба номов и социально-экономическое подвижка страны. Вместе с тем существовали такие первобытные культы т. е. тотемизм. Всё это повлияло на представление древних египтян о религии.
Животные и пернатые считались «душами богов» и жили при храмах. Хоть после их смерти жрецы заботились о них – бальзамировали и хоронили нате специальных кладбищах при храмах. Но не только лишь «души» божеств олицетворяли животные. Само изображение богов было причудливой смесью человека с животными. И сие архаическое представление существовало на протяжении тысячелетий. Однако может загадка обожествления кроется в другом? Ведь Страна пирамид достаточно пустынная страна с довольно бедным животным коллективно. Наверное, поэтому в этой древней религии было приближенно много почитаемых животных, от которых во многом зависела бытие людей.