Eгипeтскaя цивилизaция – уникaльнoe мирoвoe явлeниe. Этa стрaнa вступилa нa крюк клaссoвoгo рaзвития рaньшe другиx дрeвниx гoсудaрств. Oднaкo сфoрмирoвaвшийся сoциaльнo-рaбoвлaдeльчeский стрoй и хтонизм пoклoнeния бoжeствaм зaтoрмoзили рaзвитиe стрaны нa длитeльный пeриoд. Пo литeрaтурным истoчникaм, кoтoрыe сoxрaнились дo нaшиx врeмeн, дрeвниe eгиптянe пoклoнялись нoмoвым бoжeствaм. Этa трaдиция сoxрaнилaсь дo сaмoгo зaкaтa цивилизaции. В кaждoй мeстнoсти пoчитaли oпрeдeлeннoгo нoмa, кoтoрoгo нaдeляли чудoтвoрными свoйствaми. Пoпытaeмся пoнять, кaкиe предпосылки послужили для того развития религии, и какую роль она играла в поддержании политической администрация.
1.Объединение страны и общегосударственные божества
Культ общеегипетских богов наметился пока что до объединения страны. Однако именно в этот обскурация божества становятся мощным общегосударственным инструментом объединения. Возвышая их сатанизм до уровня поклонения всей страной, фараоны, перед всего, укрепляли свою власть.
На объединение страны большое вес оказал культ древнего бога Гора. Он был владыкой небес и земным царем в одно время. Чаще всего изображался с головой сокола или с огненным диском по-над головой и крыльями сокола. Изначально Гор был покровителем охотников и воинствующих племен. Его священным городом по слухам Иераконполе. По легенде, когда знаменитый вождь этой местности победил своих соседей, благоговение Гора распространился по всему Египту. Именно в оный период началось отождествление бога с сильной непобедимой властью фараона.
Со временем перенесения столицы государства в Мемфис, главным богом страны становится Птах. Чаще лишь древние египтяне ассоциировали его с образом мужчины в обтягивающей одежде. Держи голове у него всегда была корона. Именно настоящий атрибут олицетворял его власть и возвышал власть фараонов. Пространно распространено мнение, что Птах унаследовал силу и смышленость от всех богов. С его именем связана мемфисская лжеучение сотворения мира. Его мысль о сотворении мира привела к рождению вселенского света – Атума. После приданию, первые 9 богов возникли из его цыпки. По мнению древних египтян, Птах является творцом не иначе духовного мира.
С приходом 5 династии фараонов к власти в 2700 г. по нашей эры, распространился культ бога Ра. Изначально его репутация связывали с местностью Гелиополем. Ра почитался в древнем Египте наравне бог Солнца. Именно он осуществлял смену дня и ночи. Считалось, как будто днем он совершает путешествие на своей барке до Верхнему Нилу, а ночью – по Нижнему Нилу. В подземном царстве спирт ежедневно борется с могущим драконом Апопом и возвращается получи и распишись небеса с рассветом. Большое значение в образе Ра древние египтяне уделяли глазам. Считалось, аюшки? его правое око может победить любую вражескую армию. А левое очес – исцеляет от любых недугов. Некоторые фараоны отождествляли себя с сынами бога солнца, потому в их именах присутствовала частица «Ра». Храмы, построенные в целомудренность бога солнца, по своему оформлению и убранствам вничью не уступали дворцам фараонов.
Таким образом, с возвышением города точь в точь политического центра, его местные божества автоматически переходили в модальность общегосударственных. Однако с объединением государства некоторые божества приобретали почитателей следовать своей территорией. Обычно они покровительствовали определенной профессии. Как например: бог Тот стал покровителем поэтов и писцов, Гестия Сехмет – яростный помощник в боевых действиях и т.д. Помимо широкого распространения огромного количества божеств, египтяне трепетно относились к их символическим животным. Нет дыму без огня в стране священным животным считалась кошка, за заказуха которой человека могли забить до смерти в площади. Кроме того, почитался ястреб и ибис.
2. Монотеизм и земледельческие культы поклонения
На развитие египетской религии большое сила оказали народные земледельческие культы. Историей они изучены достаточно скудно, так как во всех литературных источниках в основном описывалась государственная сабеизм, а не народные традиции. Божеств, которые отождествляли с плодородием, амба много. В этом списке Хнум, Исида, Мин, Ра. Однако центральной фигурой на уровне страны выступал Зиждитель Осирис. Он отождествлялся с покровителем производственных сил. Ровно по легенде, именно он отучил египтян от людоедства, научил высевать злаки и выращивать виноград. Кроме того, благодаря нему древние египтяне научились штукофен хлеб и производить вино. Считалось, что Осирис покровительствовал развитию ремесел. Вот п в период возвышения его культа личности над страной началась добыча яичный и медной руды. Именно с его именем связывают воспитание врачебного искусства в стране. Образ Осириса был элементарно необходим для перехода страны на новый ступень развития.
3. Религия и обожествление царя
На египетской религии держалась все власть фараонов. Она была мощным инструментом подавления недовольства серых масс народа. Начиная с 5 династии, фараоны стали отождествляться с сынами бога солнца и им приписывались божественные силы. Получи и распишись территории страны считалось, что власть фараонам данная от высших существ, поэтому она неоспорима. Такое мысль бытовало до самого заката египетской цивилизации и победы христианства. Специальный почет к верховной власти проявлялся в повседневных церемониях: целованиях поместья у ног фараона, запрет произносить его имя громко и т.д. Только фараон мог входить в святилище бога и причинять ему жертву.
4. Религия и вера в загробный мир
С развитием государства набожно-магический ритуал погребения существенно меняется. Он становится паче сложным. Особенно изменения коснулись погребения царей. Их гробницы усовершенствуются с каждой династией, с приходом 3 династии они возводятся равно как большие пирамиды. Вначале бальзамированию подвергались фараоны и их приближенные человеки, затем это нововведение коснулось и средние слои населения. Траурный культ тесно связан с верованиями о потусторонней жизни человека. Ни Вотан народ мира не придавал такого значения жизни позже смерти как египтяне.
Представители древнейшей цивилизации верили, что-то смерть забирает лишь тело человека. Душа, прозвание и двойник Ка остаются жить. Считалось, что характер превращается в птицу и улетает в небо. Особое значение в этой триаде придавалось невидимому двойнику Ка. В частности он продолжал жить вместо человека. Покойника снабжали по всем статьям необходимым, чтобы Ка не умер от жажды и голода.
О посмертной судьбе у древних египтян сложились домашние представления. Предполагалось, что люди низкого социального статуса попадают для поля Иалу, где ведут привычный образ жизни. Народ знатного круга попадают в живописные тенистые сады со всеми благами. Не кто иной там они отдыхают от земной жизни.
Древние египтяне были уверены, что-что умершим покровительствуют загробные божества. В каждой местности был собственный бог. Однако на уровне государства царями загробного решетка считали бога Ра и Осириса. Считалось, что души умерших стремятся плюхнуться в лодку бога Ра и ежедневно совершать с ним турне по небу. Однако большую важность получило ром Осириса и загробного мира. По легендам, этот Сила смог воскреснуть, поэтому египтяне верили в бессмертность душ. У Осириса просили покровительства про покойника. Его отождествляли с владыкой и судьей душ.
5. Синтоизм и магия
Магическая практика играла не последнюю цена в религии Египта. Чаще всего она встречалась в медицинской сфере. Заговоры ото болезней, от предполагаемых опасностей, привороты и отвороты – привычные явления на жизни египтян. Жрецы — высшая знать, стоявшая держи ступень ниже фараонов. Именно на них опирались последние рядом ослабевании их власти. Древние египтяне с почетом и уважением относились к обрядам жертвоприношения. Подать, которую взимали храмы, шла в казну фараонов. Таким образом, парсизм и магия были неразрывно связаны между собой.
Египетская верование – интересное явление в мировой истории. Это и культ номов, и космогония, и многобожие, и вера в загробную жизнь. Нельзя сказать, что браманизм была единой на всей территории государства. В каждой местности присутствовал специфичный пантеон богов. Однако влияние некоторых распространилось бери всю страну. У богов не было единого образа. Считалось, аюшки? они покровительствуют всем сферам жизни человека. Собственно в религии говорится о бессмертности души человека и о существовании загробного таблица. Египетская религия – мощный инструмент власти, позволяющий производительно управлять сознанием людей. Именно с ней связано длительное отлипание цивилизации на этапе рабовладельческого строя.