Рeлигия дрeвнeгo Eгиптa привлeкaлa к сeбe внимaниe цивилизoвaннoгo мирa вo всe врeмeнa. Пo сeй дeнь мнoгиe aспeкты истoрии дрeвнeeгипeтскoй рeлигии oстaются зaгaдкoй, пoскoльку сoxрaнилoсь нe тaк быстро мнoгo истoчникoв дрeвнeгo пeриoдa. Имeющиeся свeдeния зaчaстую прoтивoрeчивы и являются рeзультaтoм смeшeния вeрoвaний рaзличныx мeстнoстeй и врeмeн.
Вoзникнoвeниe и эвoлюция рeлигии дрeвнeгo Eгиптa.
Рeлигия дрeвнeгo Eгиптa, кaк и любaя другaя рeлигия, eсть нe чтo инoe, кaк oтрaжeниe в умax людeй внeшниx сил и прирoдныx явлeний, кoтoрыe нe могут находиться ими объяснены. Племена древних египтян поклонялись таинственным силам природы, небесным телам, животным, т.е. самыми ранними формами древнеегипетской религии были религия (почитание предметов и вещей, которым приписывали сверхъестественные пар) и тотемизм (обожествление животных).
Тотемизм в последующем переродился в фетишизм животных. В династическом Египте происходило обожествление либо самого животного, либо антропоморфного божества с частично тела животного.
Поскольку скотоводство занимало значимое столица в жизни древних египтян, распространено было обожествление крупного домашнего рогатого скота. В времена первой династии поклонялись быку Апису. О волюм насколько был развит этот культ, свидетельствуют отрытие некрополя в Мемфисе с подземным захоронением мумий 64 быков с памятными стелами. Апису поклонялись отнюдь не только во всем древнем Египте, но и в Персии и Древнем Риме. Минуя Аписа были другие обожествляемые быки – Мневис, Бухис, поклонялись да коровам и баранам.
Очень распространен в долине Нила был вуду крокодила – бога Себека. Любой египтянин в повседневной жизни был способным стать жертвой крокодила, поэтому его остерегались и боялись. С альтернативный стороны, крокодил служил амулетом, оберегающим от злых сил.
Большую мода получил культ сокола, или иногда ястреба, олицетворявший бога Хора. Ради убийство священной плицы полагалась смертная казнь. Равным образом в древнем Египте почитались другие птицы – коршун и каравайка.
Широко распространен был культ кошки. Существовало легенда о вселении в кошек духов джиннов.
Лев также почитался и в Верхнем, и в Нижнем Египте. Поклонялись сильнее 60 богам и богинь в образе льва. Храмы поклонения львам строились в пустыне, воеже путники с караванами и охотники могли молиться и приносить жертвы хищникам, с тем чтоб умилостивить их. Нельзя не упомянуть и о сфинксах с туловищем льва и головой барана разве сокола.
Большую роль в религии древних египтян играли змеи, неизвестно зачем как считались самыми таинственными и опасными. Короны фараонов украшали изображением змеи к защиты от врагов.
Олицетворением жизни и само возрождения являлся пальца в рот не клади скоробей – Хепри.
Культы других животных были в меньшей степени популярны. В разных областях поклонялись гиппопотаму, лягушке, скорпиону и ажно рыбам.
Кроме того в воображении древних египтян жили и несуществующие фантастические животные. Они олицетворяли злых демонов пустыни.
Божественное извращение (смысла) происхождения мира в древнем Египте.
Божества в древнем Египте были (как) будто общеизвестные, так и относящиеся к какой-либо определенной местности. Тем неважный (=маловажный) мене, религия была одна. Жрецы нескольких крупных религиозных центров – Гелиополиса, Мемфиса, Фив, Гермополиса пытались организовать такое множество богов и взаимоотношения между ними.
В наибольшей степени разработанной была гелиопольская система сотворения мира, объясняющая пропажа человека и всего, что его окружает. Согласно версии жрецов Гелиополиса. Изначально был необъятный водный хаос в лице бога Нут. Из него непосредственно по себе возник Атум, олицетворявший бога солнца Итиль, и встал на созданный им холм Бен-Бен. Через некоторое время Атум создал первую пару богов – влагу Тефнут и круг Шу. У них родились сын Геб – земля и дщерь Нут – небо, которые изначально были слиты вместе. Затем Шу разъединил небо от земли, подняв Горох высоко вверх. Нут произвела на свет Осириса (бога земледелия), Исиду (покровительницу семьи, верности и любви), Сета (злого божества) и Нефтиду (покровительницу мертвых). Сии девять первых древнейших богов составили Энеаду и явились создателями остальных богов и людей.
По мнению версии происхождения вселенной жрецов из Гермополиса основополагающей была фоска богов, которые стали родителями бога солнца Волга.
В Мемфисе главным богом и центром сотворения мира был Господь Пта. Отличие мемфисской теологии от других было в книга, что мир богов и людей Пта создал через воли и слова.
Появлению самого человека уделялось никак не так много внимания. По одной из версий гуманизм появилось из слез бога солнца Ра (Атума). Другая суждение творцом людей объявила бога-гончара Хнум, кой вылепил человека из глины.
Одним из важнейших пластов древнеегипетской религии были земледельческие мифы и обряды. Центральной фигурой в сих верованиях выступал бог Осирис. Каждый год египтяне отмечали дит и воскресение Осириса, проводя ритуал пахоты, посева зерна и роста колосьев. Т.о. Озирис выступал олицетворением хлеба.
Согласно дошедшей до нас легенде, Серапис был правителем Египта. Его брат Сет из-за угла убил Осириса, разрубил его тело на куски и разбросал точно по всей стране. Жена Осириса богиня Исида нашла и собрала органон мужа и родила от него бога Гора. В некоторых случаях Гор вырос, он отомстил за смерть своего отца, убив Сета, отвоевал власть и восстановил порядок в Египте. Гор воскресил Осириса и оный стал правителем в загробном мире.
Обожествление людей в древнем Египте.
Задним числом Гора на земле стали править его преемники – фараоны, чья амплуа в египетском обществе неразрывно связана с религией. Египтяне несокрушимо верили в божественность своих царей. В мифах богов создавали точно по образу и подобию земных царей. Бог Тот дал предписание египтянам заботится о фараонах и во всем им покоряться, ведь они поддерживают мир и порядок, определенный богиней Маат.
Боги даровали фараонам долголетие, материальное благополучие страны, благополучие, а цари, в свою очередь, должны были не нарушать культ, строить храмы и быть посредником между людьми и богами. Лягавый единственный, кто имел доступ к богам, от его имени приносились жертвоприношения богам.
Блюститель подобно Осирису был олицетворение плодородия земли. Впереди началом разлива Нила фараоны совершали обряд, кайфовый время которого в реку бросался свиток с повелением реке вылиться, срезал первый колос во время жатвы и приносил жертву богине урожая Рененутет.
Шабаш священные обряды усиливали веру египтян в божественное родословная своих царей и побуждали безоговорочному повиновению и покорности. Спустя время смерти фараонов, их причисляли к богам.
Фараоны воздвигали великолепные храмы в почтение богов, жречество которых имело большое значение в государственных делах. Масштабы и величие таких храмов во вкусе в Карнаке и Луксоре трудно передать словами. Немалую дело играли и обелиски – так называемые солнечные храмы. Для того обеспечения вечной загробной жизни каждый фараон строил пирамиды, гробницы и мастабы.
Траурный культ в древнем Египте.
Согласно древнеегипетским религиозным верованиям каждый встречный и поперечный египтянин после смерти продолжает жить в загробном мире. По причине такому мировоззрению широкое развитие получил погребальный фетишизация.
По мнению древних жителей Египта после смерти человека, умирает лишь только тело. При этом продолжают существовать его оставшиеся сущности: душа Ба, улетающая птицей на небеса, имя Рен, необходимое для представления богам, и невидимая тень отца гамлета человека Ка – двойник, продолжающий жить и связанный с веточка. Для обеспечения загробной жизни необходимо было не потерять тело, подвергнув его мумификации, снабдить покойника во всем необходимым, построив гробницы и оставив в них дары и жертвы, а да провести определенные магические ритуалы. Забота живых об умерших – сие и было заупокойным культом в древнем Египте.
По преданиям (год) спустя смерти душа отправлялась в опасный путь по загробному царству Дуат, идеже правил бог Осирис. Подобный путь совершал в мифах Вездесущий солнца Ра на своей ладье, каждую Никс сходя в темную страну на западе. Осирис с через бога Тота и богини правосудия Маат вершил совет над умершими, взвешивая их сердца. Грешника бросали сверху съедение в пасть чудовища Амт. Те, кто вел праведную дни, попадал на поля Иалу, где продолжал счастливую беззаботную век.
Заключение
Религиозное мышление жителей древнего Египта выражалось в многочисленных мифах и религиозных памятниках, святая правда в своем большинстве оно опиралось на взгляды жрецов и господствующего класса. Основополагающим моментом было уговаривание о том, что все происходящее на земле является отражением жизни богов.
Начиная с объяснения непонятных первобытному египтянину вещей и явлений, брахманизм древнего Египта, в конечном счете, стала служить мощным инструментом управления и безоговорочного подчинения правящим фараонам.