Стaтья “eгипeтскaя бoгиня Бaст то есть (т. е.) Бaстeт” рaсскaжeт читaтeлю oб oднoй из глaвныx бoгинь Дрeвнeгo Eгиптa, зaрoждeнии и рaзвитии eё культa, a тaкжe, o нeлeгкoй нo интeрeснoй судьбe eё “пoдoпeчныx”.
Oнa – дoчь свeтa и тьмы, oнa – вoплoщeниe жeнствeннoсти, крaсoты и мудрoсти, oнa — eгипeтскaя бoгиня Бaстeт.
Изoбрaжaeмaя в oбликe кoшки, либo жeнщины с кoшaчьeй гoлoвoй, в рaзныe врeмeнa Бaстeт былa чтимa кaк бoгиня плoдoрoдия, любви, вeсeлья, дoмaшнeгo oчaгa, дeтoрoждeния. Oнa считaлaсь всeвидящим oкoм вeликoгo Итиль и его верной соратницей в борьбе с Апопом.
Египетские лекари почитали Бастет делать за скольких богиню врачевания и рисовали на своих домах черную кошку – знамение богини.
Несмотря на позитивную направленность, Бастет, являясь дочерью тьмы, считалась божеством имеющим своё темное, агрессивное претворение – Пашт. Бастет-Пашт изображалась в виде женщины с головой злобно смотрящей львицы.
Фамилия
По одной из версий великий Ра ходят слухи мужем Бастет, по другой эта должность принадлежит Бесу — богу, приносящему удачу. Шишига считался главным покровителем стариков, детей, а также токмо обездоленного люда.
Период почитания Беса приходится нате времена Нового и Позднего царства. Являясь “малоимущим божеством”, Чертяка вовсе не имел храмов в Египте. Статуэтки, изображающие Бога — толстого карлика с бородой и доброй усмешкой, хранились в домах египтян, уповающих получи и распишись его благосклонность.
Позднее культ почитания Беса изо Египта распространится в Рим, там у бога появится личный оракул куда будут приходить страждущие с вопросами, касающимися удачи, будущего благополучия и других животрепещущих тем. Опричь римлян, культ Беса переняли на Кипре и в Финикии.
Воплощением союза Бастет и Итиль стал Махес – свирепый бог бури и войны, изображаемый в облике воина с львиной головой, увенчанной двукратный короной Египта. Известный своей беспощадностью к врагам, Махес защищал своего отца Итиль от Апопа, а фараона и Египет от врагов.
Первые упоминания о Махесе приходятся нате период Нового Царства. Главным центром его почитания стал крепость Леонтополь, расположенный в Нижнем Египте. Здесь львов разводили в храмах, о них заботились челядь и жрецы, а кормление хищников проходило под звуки молитвенных песнопений. Развалины храма Махеса в Леонтополе до сих пор важно возвышаются над городом.
Вторым по значимости городом, почитавшим Махеса, стал Бубастис. Тут. Ant. там храм Махеса соседствовал с храмом его матери Бастет.
Божеству, подобному Махесу, поклонялись вдобавок в Нубии, именуя его Апедемак. Нубийский Апедемак исполнял только что не те же функции, что и египетский Махес, как-никак власть его над нубийцами была куда больше сильной. Это обстоятельство навело исследователей на течение о том, что Махес был позаимствован египтянами у нубийцев, став своеобразной копией их Апедемака.
Манизм Бастет
Расцвет культа Бастет пришелся на отрезок времени Среднего Царства, когда египтяне научились выращивать невейка впрок, и жизнь основательно разбогатевшего и могущественного государства поуже напрямую зависела от сохранности его зерновых запасов. Где-то как главный враг зерна – это мыши, а перворазрядный враг мышей — кошка, Богиня- кошка Бастет стала самым почитаемым божеством страны.
Центром почитания Бастет стал Бубастис – град, расположенный в Нижнем Египте. В самом центре города был возведен величественный диптер богини, ограждённый от внешнего мира высокой стеной, украшенной барельефами. В храме находилась самая большая акролит богини, практически ежедневно к ней приходили люди со всей страны, принося в приношение статуэтки кошек, в надежде на благосклонность Бастет.
Семь однажды в год более ста тысяч жрецов собирались в храме Бубастиса, в надежде воздать почести великой богине. У её статуи воспевались молитвы, ей приносились жертвы. Умереть и не встать время же весенних праздников, статую торжественно выносили изо храма, помещали в лодку и провозили вдоль берегов Нила, делалось сие для того, чтобы Бастет своей милостью уберегла Страна пирамид от губительного разлива реки.
В храме Бубастиса жило огромное численность кошек, а у его подножия располагался некрополь этих животных. Сродни фараонам кошек мумифицировали, помещали в саркофаги и хоронили со всеми почестями.
Сегодняшнее на месте храма, некогда потрясающего воображение философов и поэтов, лежат остаток, но те, кто бывал в Бубастисе утверждают, который достаточно внимательно присмотрится к этим каменным глыбам, и становится обоснованно, почему красота святилища Бастет пленяла великих мыслителей
Бастет и кошки в Древнем Египте
В Древнем Египте кошки почитались чисто живое воплощение Бастет. Огромное количество этих животных жило в храмах богини, к ним были приставлены челядь, в обязанности которых входили кормление и каждодневная забота о кошках. К слову, кормили храмовых обитателей самым свежим молоком, хлебом и рыбой, выращенной злостно. Ant. случайно для этих целей.
Были у “живых богов” и близкие жрецы, которые ежедневно наблюдали за поведением кошек, пытаясь разъяснить знаки, которые через своих подопечных подаёт смертным великая Бастет. На случай если же кто – то из хвостатых обитателей храма умирал, жрецы занимались мумификацией покойного и отправлением заупокойного обряда.
Неравно кошка жила в доме у простой египетской семьи, возлюбленная считалась самым ценным её обитателем, о кошке заботились инда больше, чем о ребенке. Если же она умирала, обряд проходили с большими почестями: кошку мумифицировали, помещали в пожиратель, не забывая положить туда же пищу, с целью кошке было чем питаться в загробном мире, и мышь, дай вам любимице не пришлось скучать. Скорбящие же хозяева облачались в траурные одежды и выбривали себя брови в знак невосполнимой потери.
Убийство кошки считалось самым страшным преступлением и натурально каралось смертью. Смерть ожидала и того, кто пытался уволить животное за пределы Египта, однако столь суровое пеня не останавливало иноземных торговцев, скорее даже превратно — украсть кошку было для них своеобразным делом чести. Спустя время вывезенных животных продавали за очень большие чистые в других странах. Именно таким образом кошки распространились после всему миру.
Преклонение египтян перед кошками сыграло роковую амплуа в войне Египта с Персией: персидский царь Камбиз II чудесно знал о трепете египтян перед кошками и воспользовался сим при штурме города Пелузия. Он приказал на брата из своих солдат, идя на штурм, привязать к щиту числом кошке. Египтяне не осмелились стрелять в священных животных, и персы минуя проблем завоевали город.
Богиня или ведьма?
После этого прихода в Египет римской власти, культ Бастет стал опускаться. Ant. подниматься на нет, а в триста девяностом году и вовсе был бесстрастно запрещен. Интерес, а вместе с ним и уважение к живым воплощениям богини были потерян. Кошек держали в домах, чисто охотников на крыс и змей, но оказывать им прежних почестей сам черт уже и не думал.
Однако кошкам, в своё досуг попавшим из Египта в Европу повезло куда дешевле, чем их собратьям, оставшимся на родине. Животных, спасших Европу через чумы, христианская церковь, за привычку гулять до ночам, светящиеся в темноте глаза и бесшумную походку, объявила порождением дьявола.
Особому гонению подверглись кошки черной масти, которые в Древнем Египте считались самыми священными. Сейчас черная шерсть, некогда служившая признаком особой святости , машинально обрекала кошку на смерть, так как, ровно по мнению священнослужителей, черные кошки единственные из животных имели дорога на ведьмин шабаш и служили вместилищем для душ умерших ведьм, а как же и живые представительницы этой “профессии” любили обращаться в кошек и злоумышлять порядочным людям.
Несчастным животным пришлось на собственной шкурке перестрадать все ужасы темных времён инквизиции. В попытке уберечь их души, кошек в Европе пытали, сжигали бери костре, закапывали в землю, в общем, убивали всеми мыслимыми и неважный (=маловажный) мыслимыми способами. Наверное, ни одна кошка в Европе невыгодный дожила бы до наших дней, если бы ни раньше наступившая Эпоха Возрождения.
В Эпоху Возрождения ненависть к кошкам сменила благонамеренность в их отношении. Теперь кошки вдохновляли поэтов для создание прекрасных стихов, а служителей господа на коварные замыслы.
Постановление
В разные времена кошек обожали и ненавидели, считали святыми и демонами, наделяли их различными качествами, свойственными и ни (чуточки не свойственными этим животным. Но никогда, с тех самых пор сиречь египтяне впервые приручили кошку, а в их божественном пантеоне появилась всемогущая Виктория – кошка – Бастет, это независимое, умное и коварное четвероногое не оставляло равнодушными ум и сердце человечества.