Сoглaснo имeющимся в рaспoряжeнии сoврeмeннoй нaуки дaнным, Гeлиoпoль являeтся дрeвнeйшим нaряду с сим крупнeйшим дрeвнeeгипeтским рeлигиoзным цeнтрoм. Слeдуя лoгикe цeлeсooбрaзнeй всeгo нaчaть знaкoмствo с дрeвним Eгиптoм имeннo с Гeлиoпoля.
Вaжнo oтмeтить, чтo инфoрмaциoннaя скуднoсть истoричeскиx свeдeний o дрeвнeeгипeтскиx гoрoдax связaнa с тeм, чтo изо кaмня вoзвoдились тoлькo сooружeния рeлигиoзнoй нaпрaвлeннoсти – грoбницы, xрaмы. Прeднaзнaчeнныe к пoвсeднeвнoгo пoльзoвaния пoстрoйки сooружaлись из недолговечных стройматериалов — деревце, кирпич-сырец, что подвергалось быстрому разрушению и, т. е. следствие, до наших времен сохранились лишь сущие крохи былого величия.
Гелиополь располагался в непосредственной, что-то около 10 километров, близости в северо-восточном направлении ото нынешней столицы Египта Каира. По религиозной значимости Гелиополь следовал вслед за древнеегипетской столицей Фивами, что косвенно подтверждено сведениями с, хранящегося в Британском музее, папируса Харриса I. В указанном папирусе, за исключением прочего, повествуется о ведении масштабного строительства и реставрационных работах в храмах двух божеств Гелиополя – Атума и Итиль – Харахти.
По совокупности множества религиозных текстов позволено с большой доле вероятности предположить, жречество в Гелиополе было беспр активным и авторитетным и отпечатки гелиопольской концепции жречества нашли парирование и в древнейших «Текстах пирамид».
Наряду с черным быком Мневисом и божественной львиной парой священным животным Гелиополя являлась знаменитая особа Феникс. Обожествлению подвергались и иные животные как, так, зародившийся в Гелиополе культ жука скарабея считающегося одним изо воплощений древнейшего бога Гелиополя – Атума. Помимо животных в Гелиополе со времен адама процветал культ деревьев – ивы, некого лиственного дерева около названием ишед восхвалялись почестями достойными богинь. Чинопочитание неодушевленных предметов нашло отражение в фетише Иуну в виде подобия обелиску каменного столба, через которого родилось древнеегипетское название Гелиополя – Иуну.
Разве что доверять записям Диодора происхождением своего названия Гелиополь обязан основателю города Актию – сыну древнегреческого бога солнца Гелиоса, назвавшему (ещё организованное поселение в честь почитания своего отца «Город солнца».
Жречество Гелиополя «вооружившись» божественной поддержкой богов составляло шабаш жёсткую конкуренцию столичным жрецам Мемфиса при этом со стороны жрецов Гелиополя получи главенство «выдвигался» бог Атум, а культовые служители Мемфиса до упора настаивали на «первенстве» покровителя ремесел и искусств – бога Птах. На протяжении длительного времени Гелиополь имел сети в этом негласном противостоянии, однако решающий результат оказался в пользу божества с Фив Амона.
Отражать реальное бытие, было пристало посредством фантастических космогоний. Египтяне проживали на территории, испокон веков подвергающихся ежегодным разливам великой реки превращаясь в что-то похожее моря. С окончанием фазы разлива из воды проступала бавария. С этими явлениями древние жители Египта связывали проистекание мира и разливы Нила, что находит подтверждение в иероглифическом тексте храма Луксор , рассеянный там во время третьего года царствования фараона Осоркона III.
Автограф содержит следующий смысл: «Воды Нуна поднялись и достигли обеих утесов пустыни, как при сотворении мира; сия страна была в ее власти, как во власть предержащие моря». Поэтому появление первозданного холма и есть вступление создания мира из необъятных просторов мирового океана Нуна, почин жизни. Первозданный холм как важнейший элемент космогонии является первой пригодной на жизни частью мира.
Согласно космогонии Гелиополя печали и плача) сотворен водным хаосом (Нун) в результате чего Царь славы солнца Атум ступил на первичный холм, и прибегнув к мастурбации каин из себя собственной семя результатом чего получается появление обожествленных близнецов Шу и Тефнут, представляющие атмосфера и влагу соответственно. Их порождением явились Геба (область) Нут (небо), союз которых явили пары Исиды и Осириса, Сетх и Нефтиды. В побольше поздних текстах эта божественная Энеада (Девятка) рассматривается ни дать ни взять единая сущность. В дальнейшем первичный бог солнца Атум по части неизвестным причинам был поглощен Ра, более всемогущим отождествлением бога солнца.
Волга проявлялся многими формами: образ Ра – Хорахти увенчанного головой хищной перо (Хор небосклона), жук Хепри (солнце на восходе), шайба Атон (солнце в зените) и Атум (солнце на заходе). Древние обитатели Египта свято верили в то, что Ра каждое утро поднимается получи и распишись востоке чтобы пройти по небу в своей солнечной лодке и погрузится вечерком в западных землях мёртвых, где за ночь кончиться Дуат (царство мёртвых) и вновь осветить своими лучами землю получай восходе солнца. Описанное путешествие накрепко связывало Итиль с мифами об Осирисе, уже пятая династия фараонов в обязательном порядке объявляли себя потомками Итиль, идентифицируя себя с Осирисом или Хором.
В связи с тем, какими судьбами доступ в святилище Ра был ограничен кругом фараонов и жрецов обожествление Ра являлся эксклюзивной привилегией. Для обычного люда прикладывать руки в священных ритуалах позволялось лишь в общественные праздники, и возвести в кумир меньшим и более доступным богам.
Ко всему прочему свою звезда первой величины Гелиополь приобрел не только благодаря сосредоточию религиозных культов, так и как прекрасный и густонаселенный город, описанный римскими и греческими хрониками. Маловыгодный обошли своим вниманием Гелиополь и широко известные античные мыслители Широкоплечий, Пифагор и другие, посещая в целях приобщения к философским, историческим и астрономическим знаниям его просвещенные храмы. Большого уровень развития научной деятельности позволял жречеству Гелиополя одалживать высокие позиции в древнеегипетском научном сообществе, так вот хоть гелиопольский жрец Манефон является автором «Египтики», первого документа долгое промежуток времени служившего основным источником исторических знаний о Египте.
Пик Гелиополя приходится на период правления Рамсеса III, соответственно непосредственному приказу которого было построено три главных городских храма вот имя божественных покровителей Атума, Хора и Ра, возведены статуи в потерять честь Атума, отдельное святилище, посвященное ему же, а (на)столь(ко) же организовать достойные по статусу места захоронения священных быков Мневисов. Имевший крепость в Гелиополе культ обожествления камня БенБен, который расположившись получай священном холме, впоследствии заменил священную колонну, яко привело в итоге к появлению египетских пирамид.
Увы, ни все о и величие наряду с религиозной значимостью не уберегли Гелиополь с упадка и забвения. После того как к управлению древним Египтом пришли Птолемеи увлеченность к древностям был утрачен и храмы Гелиополя с их неповторимыми красотами и величием перестали бытовать важной составляющей общественной жизни государства, что неумолимо привело к запустению и медленному расхищению. Конечным пунктом про ценностей, имеющих художественную уникальность, становились другие города в основном Александрия и Город на семи холмах. Постепенно процесс разрушения города приобрел необратимый облик, что послужило возникновению нового города Фустата являющегося прародителем Каира стены и здания которого сооружались сам из стройматериалов превращенного в каменоломню Гелиополя.
От былого величия и роскоши накануне наших дней сохранилось лишь некоторое количество гробниц, малочисленных архитектурных фрагментов и памятник Сенусерта I из красного гранита на месте монументального храма, сооруженного в Гелиополе в территории древнего святилища.