Oднa с сaмыx выдaющиxся личнoстeй в истoрии Нoвoгo цaрствa дрeвнeгo Eгиптa этo Эxнaтoн, a тoчнee Aмeнxoтeп IV. Oн был вeликим рeфoрмaтoрoм и oчeнь нeoднoзнaчным прaвитeлeм.
Нaчaлo прaвлeния Aмeнxoтeпa IV
Eгипeтскиe фaрaoны зaвoeвaли Пeрeднюю Aзию и Нубию, и зa счeт этoгo oбoгaтились oни и рaбoвлaдeльчeскaя aристoкрaтия. Eгипeт прoцвeтaл, жрицы стoлицы Фивы усилились и стaли oпaсны исполнение) цaрскoй влaсти. Имeннo в этo врeмя пoявился нa свeт (в 1375г дo н.э.) нoвый фaрaoн дрeвнeгo Eгиптa. Eгo oтцoм был Aмeнxoтeп III, фaрaoн 18 динaстии, a мaтeрью цaрицa Тейе (Тии).
Эрешкиль не принадлежала к царскому роду и вполне вероятно, какими судьбами и к египетскому народу. Но Аменхотеп III оставил без внимания всех наследниц царской регулы, женившись незаконно на Тейе. По этой причине жречество далеко не признавала прав юного фараона на престол.
Да уже в молодые годы Аменхотеп стал править как один человек с отцом, который тяжело болел. И в это время, и в первые годы самостоятельного управления страной бери юного фараона огромное влияние оказывала его матуненька. Царица Тейе была энергичной и умной женщиной. Командовать ее сын начал в возрасте 22 лет (1353г после н.э.).
Египет был в дружественных отношениях с сильными странами Митанией и Вавилонией. Диктатор Митании сразу попросил нового фараона продлить дружбу дворов и попросил царицу показывать благоприятное влияние на сына. Царь Вавалонии равно как прислал поздравительное письмо с заверением искренней дружбы.
В свою караван с Хеттским царством у Аменхотепа IV отношения не сложились с первог. Хотя правитель и прислал поздравления юному фараону, оный не ответил, ведь у Египта уже были распри с этим царством.
Великие реформы египетского фараона
Страна пирамид был обширной державой, которую необходимо было ровно-то сплотить. И у Аменхотепа IV хватило мужества и смелости уродиться на великую реформу с целью такого объединения. В каждом египетском городе был принадлежащий бог, иногда даже враждебный к божеству соседнего города. (нечего, это только отделяло народ на религиозном уровне и мало-: неграмотный способствовало его сплочению в единое целое.
В попытке зафиксировать свою власть, Аменхотеп стал опираться на неродовитых людей и показываться против жрецов главного, на тот момент, бога Ра-Ра. В первые годы правления фараон еще придерживался старой фиванской религии, только постепенно стал продвигать в жизнь новое учение. Возлюбленный стал противопоставлять Амону-Ра культ бога Атона, тот или иной олицетворял солнечный диск.
На третьем году своего правления нынешний фараон провозгласил себя первосвященником нового культа. Начались строительства храма Атону в Фивах.
В 4-й бадняк правления в этом храме отделывались стены, на них Атона изобразили в виде человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Неизвестно зачем же в этот год произошел резкий перелом Аменхотепа IV в сторону нового бога и отторжения старой религии. Полицейский принял имя Эхнатон и провозгласил себя вечным существом, божеством. Новые имена получили шабаш члены царской семьи, и даже сановники. Но, вопреки на это, Аменхотеп еще не окончательно порвал со старыми жрецами.
В 6-й бадняк правления Эхнатон не выдерживает постоянной борьбы, которая достигла своего копье, и покидает враждебные Фивы. В 300 км на полночь от этого города закладывается новая столица: Ахет-Атон. Теперь это городище Тель эль-Амарна. Строительство длилось 2 годы. Кроме главного дворца длиной 700 метров, в этом городе было построено опять несколько дворцов, а также главный храм Атона. Трендец это великолепие окружали особняки царских сановников, а да сады.
На 9-10гг царствования фараона начинаются гонения последователей предыдущего культа Амона. К 12-му году правления Эхнатон начал жесткую борьбу приставки не- только с культом Амона, но и с другими старыми богами.
Бога Атона провозгласили единственным богом, под лад, остальные культы стали ложными. Жрецов разогнали, старые храмы закрыли. Стирали и соскабливали имена всех богов, ненавистных Эхнатону жрецов. С хвостиком всего «досталось» фиванской триаде: богам Амону, Мут и Хонсу.
В сие же время храмы Атону возводились повсеместно в области всему Египту: в Фивах, в столице Ахет-Атоне, в Мемфисе, в Гелиополе и т.д. Храмам давали старшие и лучшие земельные участки, скот, пастбища, рыбные и охотничьи угодья, а вот и все обеспечивали рабочей силой. Конечно, не обошлось минуя огромного штата жрецов, которые служили новому культу фараона.
Власть Эхнатона стало временем, когда создавались удивительные шедевры египетского искусства, которые оказали колоссальное полномочие на последующее развитие культуры. Скульптурные портреты Нефертити и Эхнатона, росписи полов дворца и резиденции в Ахет-Атоне, рельефы царской гробницы как по мановению волшебной палочки остались целы. Некоторые храмы были разобраны и использовались в паче поздних архитектурных строениях в Фивах и других городах.
Убыток земель во время правления Эхнатона
С другой стороны конъюнктура во внешней политике Египта шли плохо. Эхнатон безвыгодный мог позволить себе делать щедрые дары государствам Ближнего Востока, вроде когда-то его отец, потому что златой телец быстро уходило на развитие нового культа в середке страны.
По этой причине им были недовольны цари, временами-то дружественных стран Вавилонии и Митаннии. Представители Египта в Палестине и Сирии безграмотный чувствовали твердой руки и совсем распоясались: они нападали для вавилонские караваны и беспощадно их грабили. Ко всему прочему Эхнатон заключил отряд с Асирией, на власть, в которой притязала Вавилония. Позже этого вавилонский царь Бурна-Буриаш II порвал дипломатические связи с Египтом и вступил в союз с враждебным для Египта Хеттским царством. С царем Митании Эхнатон как и рассорился.
Но это меркнет, по отношению Эхнатона к своим собственным землям. В эпоху его правления Страна пирамид лишился большой части своих владений в Сирии. Хетты завладели равниной Амки. Было совокупность мятежных царьков, которые так замаскировывали свои меры, что египетские резиденты не могли разобраться кто такой мятежник, а кто верный вассал. Потом они переходили ото Египта к Хеттскому царству.
Эхнатон или не хотел, иначе не имел достаточно войск, чтобы удержать домашние владения в Азии. Он только грозился на словах, а держи деле оставался глух к ропоту своих сиро-палестинских вассалов и отнюдь не посылал даже горстки воинов на помощь людям. Страна пирамид потерял и международный престиж, которого достигли фараоны 18 династии и экономическое власть. Ведь приток материальных ценностей из-за всех сих неприятностей сильно сократился.
Окончание реформ египетского фараона Эхнатона
Эхнатон безвыгодный смог довести свои реформы до конца. В Египте росло роптание, как жрецов и знати, так и среднего класса. К тому а не стоит забывать о том, что египтяне веками и столетиями поклонялись своим богам и верили в них, вследствие чего никакие административные меры не могли заставить таким (образом легко отказаться от религии предков. Эхнатона прозвали «Врагом с Ахет-Атона» и фараон попал в изоляцию, а также нанял наемников, в надежде остаться на престоле.
В последние годы правления, соответственно предположению ученых, Эхнатон пошел на уступки, поддай жару всего, под действием своей матери. Но с-за этого главная жена фараона Нефертити, которая была ревностной сторонницей культа бога Атона, поссорилась с Эхнатоном. Возьми 15-м году правления фараона имя его жены больше не упоминается рядом с именем Эхнатона. Хотя возлюбленная и была еще жива после смерти египетского правителя.
Есть такие исследователи утверждают, что фараона Эхнатона отравили, так делают эти замечания, опираясь на росписи, идеже изображено покушение на него. Древние египтяне запутали хотя (бы) упоминания об Эхнатоне и уничтожили памятники этой эпохи. Из-за этого дискуссии о месте захоронения мумии ведется до этих пор.
Царствование Эхнатона длилось 17-18 лет. За его смерти город Ахет-Атон был заброшен, сооружения в нем пришли в угнетение, а 19 династия из этого места сделала каменоломню. Полагающийся фараон Египта Тутанхатон поменял имя и вошел в историю ранее как Тутанхамон. Юный правитель отказался от религии своего предшественника, объявив ее ересью.
Религиозная переделка, произошедшая во время царствования Эхнатона, перевернула непринятый устой египетского общества, а также изменила цивилизацию и культуру. Ее назвали атонистической революцией. Несмотря на то причины революции до сих пор не ясны, Эхнатон вошел в историю ровно первый выдающийся правитель, попытавшийся ввести в своей стране веру в одного бога.