Eгипeт – этo удивитeльнaя стрaнa, гдe сoxрaнились oстaтки прeжнeй мoгущeствeннoй цивилизaции. Oднaкo eё рaсцвeт вo мнoгoм связaн с гoспoдствующeй тoгдa рeлигиeй. Удивитeльныe бoжeствa с тeлoм чeлoвeкa и гoлoвoй живoтнoгo, диктoвaли людям прaвилa жизни. A рaсцвeт пoгрeбaльнoгo культa пoдaрил миру удивитeльныe и вo мнoгoм зaгaдoчныe пaмятники aрxитeктуры.
Рeлигия Дрeвнeгo Eгиптa
Oднoй изо дрeвнeйшиx цивилизaций мирa являeтся eгипeтскaя цивилизaция, вoзникшaя вдoль нижнeгo тeчeния Нилa. Живот дрeвниx eгиптян зaвисeлa oт этoй вeликoй рeки. Eжeгoдныe рaзливы oстaвляли плoдoрoдный слoй илa, кое-что способствовало развитию земледелия. К тому же это была главная транспортная аорта страны, а в условиях засухи и единственный источник питьевой воды.
Почему религия Древнего Египта формировалась с учётом природных условий долины Нила, которая влияла для социально-экономическое и политическое развитие древнеегипетского общества. Единственность. Ant. частотность этой религии состоит в том, что она соединяла в сознании древних египтян верование и тотемизм, политеизм и в то же время монотеизм (хтонизм Атона). Существовал огромнейший пантеон богов, но соборно с тем боги не имели своего ярко выраженного характера и то и знай несколько божеств сливались в одно (Амон-Ра, Птах-Сокар-Осирис и др.). Можно говорить и томик, что на древнеегипетскую религию почти не оказывалось престиж извне. Таким образом, она была исключительно плодом специфических религиозных воззрений египтян с учётом социально – политического и экономического развития сего народа.
Интересной особенностью является и то, что в каждом номе и городе почитался нестандартный пантеон богов, но вместе с ними почитались и общеегипетские божества. Ими становились боги номового центра, откудова происходили фараоны. В качестве примера можно привести номовый таламус Фивы. Когда он превратился в столицу Древнего Египта, его пришлый бог Амон, малоизвестное божество, становится покровителем царствующей династии и главным в пантеоне.
Тем не менее боги были не только покровителями номов, правителей, в круглых цифрах и законов. Они также являлись создателями ремёсел, искусств, науки, переписка и др. Одним из самых почитаемых являлся Создатель мудрости Тот. Считалось, что он подарил людям запас сведений и письменность. Был покровителем образования и письма, а также всех образованных людей. В пантеоне богов занимал почётное полоса личного писца Ра. Вместе с тем он был связан и с Осирисом. Умереть и не встать время суда Осириса над душами умерших, Оный вел учёт и классификацию душ, а его жена Маат, Гера справедливости, взвешивала сердца умерших, чтобы определить иерархия их греховности. Изначально образом Тота считался Каравайка, позже он изображался как человек с головой Ибиса.
Главным богом пантеона сверх сомнения являлся Ра. Это было верховное балу египтян, а центром культа являлся Гелиополь. Его воплощением был соколовушка или человек с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Мифы о Волга были связаны со сменой времён года. Вот и все как бог солнца он каждый день плывёт сообразно небесному Нилу на своей лодке, освещая землю, а под вечер спускается в подземный мир, где ведёт борьбу с тёмными силами. С течением времени часть функций Ра взял Амон и был объединён с ним в единое один Амон-Ра, которое считалось создателем мира, покровительствовало правящей династии и военному могуществу Египта.
Без- менее почитался и бог-творец Птах, который создал подлунная и всех богов. Центром его культа был Мемфис, за всем тем он распространился на весь Египет. Чаще лишь изображался в виде человека облаченного в скрывающие его одежды и держащего в руках палка. Душой Птаха считался священный бык Апис. Через некоторое время культ Птаха был объединён с культом Осириса и покровителем умерших Сокаром в единое верховное существо Птах-Сокар-Осирис.
Центральным и одним из самых популярных богов древнеегипетского пантеона был Озирис. Бог плодородия, который отождествлялся с разливами Нила, с течением времени почитался ещё как царь загробного мира. Его сестрой и супругой являлась Аннона Исида, братом был Сет, а сыном Гор. Ровно по преданию именно Осирис научил людей земледелию и ремёслам. С ним связан и фаланга мифов о его коварном убийстве братом Сетом и последующем его воскрешении Исидой и Гором. Задним числом воскрешения он передаёт власть над Египтом Гору, а стек с становится царём загробного мира. Осирис почитался в области всему Египту и за его пределами, но центром культового почитания стал место Абидос, место погребения фараонов.
Вместе с развитием религиозных воззрений у египтян складывается гипостасис загробного мира. По их представлению смерть никак не являлась окончанием жизни. Тело умирало, но душевный мир продолжала жить в загробном мире, который представлял на лицо копию реального. Поэтому главной целью живых было послужить порукой мёртвых всем необходимым для жизни в потустороннем мире. Да также одним из главных условий являлось удержание тела умершего. Поэтому в Египте расцветает искусство бальзамирования. Останки покойного 70 дней хранили в особом соляном растворе. Потом удаляли внутренности, оставляя только сердце. Потом умащивали светило благовониями и обматывали пропитанными маслами и смолами полотняными бинтами.
Прах умершего нуждалось в хранении. Богатые люди и вельможи строили себя внушительные гробницы. Но особой пышностью отличался похоронный культ фараона. Специально для него строились внушительные пирамиды иначе грандиозные, выбитые в скале дворцы. Они были наполнены бесценными сокровищами и великолепными произведениями искусства. При всем том по представлениям древних египтян, даже загробном мире царило размежевание. Каждый занимался тем делом, что и при жизни. Мусор оставался правителем и там, поэтому просто необходимо было его порядочно проводить на тот свет.
В связи с этим, одну изо главных ролей в религии играли божества подземного таблица мёртвых. Главным богом мира мёртвых считался Серапис, но в эпоху Древнего царства все-таки главная значимость принадлежала Анубису. Изначально именно он являлся главным богом царства мёртвых, Господь-защитник и покровитель умерших. Изображался он как млекопит с головой шакала или собаки, Или как распластавшийся получи брюхе черный шакал или собака.
Начиная с эпохи Среднего царства площадь Анубиса, занимает Осирис, а шакалоголовый бог становится одним с его окружения. Он вводит душу покойного в палата, где происходит суд, а также взвешивает его грудь на специальных весах. Кроме того он играет важную цена в погребении, мумификации и бальзамирования. Культовым центром Анубиса являлся городище Кинополь.
Уже к эпохе Нового царства религия под корень оформляется и приобретает слаженный культ, однако в этот отрезок времени происходят события, которые пошатнули её устои.
Манизм Атона
Ко времени Нового царства жреческая брахман стала столь могущественной, что стала угрожать царствующей династии фараонов. В попытке оказывать сопротивление жрецам фараон Аменхотеп IV проводит религиозно-политическую реформу.
Гуртом многочисленный пантеон египетских богов, он заменил культом одного бога — Атона, кто олицетворял Солнце и изображался в виде круга. Фараон принял тоже новое имя – Эхнатон. Благодаря этой реформе функция жречества свелась к нулю. Религиозную реформу поддержали в первую каскад средний слой населения, которое было недовольно постоянными поборами в пользу храмов.
В нежели же заключалась революционность этой реформы? Дело в томишко, что в одном божестве Атоне отражалась концепция единого бога, единого творца решетка и человека. Его изображение значительно отличалось от прежних зооморфных божеств. Атон изображался в виде солнечного диска, ото которого расходятся лучи-руки, дарующие людям земля и жизнь. Кроме того он не воплощался в статуях. Сие было абстрактное божество, которое не имело ни супружеская чета, ни детей, ни божественных родственников, что существенно отличало его от прежних богов.
С введением нового культа, в соответствии с приказу фараона, культы остальных богов уничтожались, особенно сие коснулось царственного Амона-Ра. Пожалуй, это было одной изо первых попыток ввести монотеизм, а также актом религиозной нетерпимости сообразно отношению к прежним культам. Но слишком смелая религиозная перемена была обречена на неудачу. В первую очередь её безвыгодный поддержало сельское население. Полностью зависимые от ежегодного разлива Нила, олицетворением которого был Волга, крестьяне не смогли принять культ единого бога Атона. Позднее смерти Эхнатона его преемник Тутанхамон, в первую выстрел возродил все культы традиционных божеств.
Заключение
Аддендум жизни Древнего Египта диктовали свои условия мироустройства и миропонимания. Предрасположенность к дельте плодородной дельте Нила, поклонение животным, редкое в начальных порах влияние извне, способствовало формированию уникальной религии. По причине ей мир имеет образцы удивительной архитектуры и бесценные произведения искусства. Неравно задуматься, то встаёт вопрос – был ли до того привлекателен Египет без своих гробниц, пирамид, фараонов.
Только вместе с тем, с течением времени, менялась и религия. Объединялись культы, усилие ввести культ единого божества, возвращение к прежним богам. Всё-таки и она не устояла под натиском времени. Спустя время смерти Александра Македонского на руинах завоёванных государств значит возникать новое явление – эллинизм. Одним из его центров стал Страна пирамид. Влияние западных и восточных религий привело к смешению культов. П здесь появилось христианство, а с завоеванием Египта арабами распространился вера. Лишь величественные статуи канувших в небытие фараонов и почитаемых ими богов, охраняющих древние гробницы и храмы, напоминают нам о прежней удивительной религии.