Свящeннeйший изо свящeнныx («Джeсeр джeсeру») xрaм был пoсвящeн бoгу Aмoну, бoжeствeннoму oтцу eгипeтскиx фaрaoнoв. Свoeй слaвoй этoт xрaм oбязaн свoeй aрxитeктурoй, мeстoм рaспoлoжeния, и прaвитeлeм, рядом кoтoрoм oн был вoзвeдeн – лeгeндaрнoй жeнщинoй-фaрaoнoм Xaтшeпсут. Имeннo пoэтoму впoслeдствии этoт xрaм пoлучил фирма свoeй сoздaтeльницы и стaл имeнoвaться xрaмoм Xaтшeпсут.
Oбщaя инфoрмaция o xрaмe Xaтшeпсут
Вo II тысячeлeтии дo н.э. в Луксoрe, у пoднoжия скaл Дeйр эль-Бaxри пoявился xрaм Xaтшeпсут, кoтoрый пo сeй дeнь вoсxищaeт свoим великолепием и грандиозностью.
Сие сооружение уникально в плане архитектуры. Оно значительно отличалось с других построек того времени. Достоверно известно, чисто для постройки храма царица не жалела ни средств, ни рабов. Немедля тяжело представить, насколько великолепным здание было числа тысячелетий назад. Но даже сегодня руины храма являются объектом интересах паломничества туристов с разных стран мира, которые мечтают самолично увидеть это грандиозное сооружение.
Его необычность как и заключалась в месте его расположения – поодаль от других строений прежних египетских правителей, в глуби некрополя фиванских царей. В надежде не нарушать установленных традиций, царице пришлось соорудить огромный пилон прямо на границе орошаемой владенья и песков, и провести оттуда дорогу к храму. К слову, сооружение была столь масштабной, что только ширина дороги составляла сбоку 37 м. Место для постройки храма было выбрано неслучайно. Только в 100 м от него был расположен храм Ментухотепа Небхепетра, египетского царя XI династии. Оный правитель считался родоначальником фиванских правителей. С учетом того, какими судьбами Хатшепсут была женщиной, и согласно законам она безвыгодный имела прав на престол, ей приходилось лететь на различные уловки, чтобы доказать свое божественное глоттогония и право быть правителем. Постройка же храма просто на этом месте позволяло ей доказывать допустимость пребывания на египетском престоле.
История храма Хатшепсут
Затем смерти мужа фараона Тутмоса II, царица Хатшепсут узурпировала царство и фактически заняла престол в обход законного наследника Тутмоса III, какой-нибудь был ее пасынком. Считалось, что матерью Тутмоса III была отроковица нецарского происхождения.
Следует отметить, что у Хатшепсут было ужасно шаткое положение при дворе, поскольку она была женщиной. Чего) ее практически всегда изображают в виде мужчины с бородой. Сильнее того, она активно пропагандировала идею своего божественного происхождения, с намерением остаться на троне.
Период правления царицы Хатшепсут ознаменовался несколькими успешными военными кампаниями в Азии и Нубии, была организована путешествие в Пунт, запечатленная на стенах храма, было построено огромное число изумительных памятников, посвященных ее правлению. Но немного спустя большинство из этих памятников были уничтожены ее преемником фараоном Тутмосом III. В соответствии с его приказу стерли ее имя и изображения. Сие было сделано для того, чтобы в истории безвыгодный сохранилось ни одного упоминания о ней. Но волею судьбы, храму Хатшепсут было предназначено уцелеть.
Хатшепсут поручила строительство храма одному с искуснейших зодчих того времени Сененмуту, который являлся фаворитом царицы и наставником ее дочери Нефрура. Отдельные люди статуи архитектора и его воспитанницы сохранились.
Говорят, точно Сененмут после смерти хотел оставаться рядом с храмом и начал составление своей усыпальницы неподалеку от первой террасы храма. Да узнавшая об этом царица Хатшепсут настолько разгневалась, словно полностью уничтожила его гробницу. Ее ярость была вызвана тем, кое-что территория постройки храма считалась священной и была посвящена в какой-нибудь месяц богу Амону и ей самой.
Вместе с тем, Сененмуту посчастливилось запечатлеть свои изображения на стенах храма, пусть себе на здоровье даже тайно. Есть даже предположения, что с тем чтоб увековечить свое имя он пошел на маленькую ухищрение. Его образы были запечатлены у дверных проемов таким образом, с тем чтобы открытые двери скрывали их.
Архитектура храма Хатшепсут
Полускальный диптер Хатшепсут сочетает в себе наземные помещения со святилищем, вырубленным в скалах. Бурханище образуют три террасы-ступени соединенные лестницами-пандусами. Перед этим территория на террасах была благоустроена. На ней находились пруды, папирусы и деревья. Согласно дороге к храму были построены сфинксы с желтыми телами и лицами, синими бородами полосатыми повязками для головах. У пьедестала изображались связанные пленники.
Нижняя терраска была задумана как центральный двор, обнесенный украшенной изображениями соколов со знаками царской начальник стеной. С западной стороны двор завершает портик изо 22 колонн, разделенный лестницей-пандусом. В свое п(р)ошедшее лестница была украшена фигурами львов, а с обеих сторон портика находились колоссальные фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Выше чего этих фигур составляла 8 м. Здесь же находятся рельефы с изображением Хатшепсут.
Позднее лестница приводит на вторую террасу, в центре древле находился окруженный деревьями пруд. Здесь также с западной части находится ардхамантапам с четырехгранными монолитными колоннами, который служит основой угоду кому) верхней террасы. Стены этого портика посвящены о жизни царицы. После этого запечатлена мать Хатшепсут царица Яхмос, вступающая в семейные с богом Амоном-Ра. Следует отметить, что отцом царицы был легавый Тутмос I, но в целях закрепления своей власти и оправдания своего пребывания для престоле царицей усиленно велась пропаганда своего божественного происхождения. Впоследствии следуют изображения сцены рождения Хатшепсут от сего «божественного» союза, ее коронация, получение благословения с богини Хатор и пр. Рельефы, расположенные на противоположной стороне террасы рассказывают об организованной Хатшепсут экспедиции в легендарную страну Пунт. Поездка оказалась успешной, и в Египет было завезено несметное обилие драгоценностей, а также редких растений. Многие ученые считают, почто страна Пунт находилась на восточном побережье Африки. Слыхать, в те времена она была известна жителям Ближнего Востока около названием Офир. На рельефах запечатлены изображения, свойственные африканским сюжетам. Сие жирафы, пантеры, обезьяны, хижины на сваях…
Поднимаясь по части лестнице, ведущей в третью и верхнюю террасу, можно налюбоваться изваяниями громадных кобр, а на спине каждой изо которых сидит сокол. Эти фигуры являются олицетворением единства Египта и символизируют Дорсальный (кобра) и Нижний (сокол) Египет. Здесь же высечены двушник сфинкса.
Третья терраса была предназначена для основных религиозных ритуалов. У входа в вырубленное требище Хатшепсут, находящееся в скалах, расположен портик с четырехгранными колоннами. У каждой колонны когда-то находилась по огромной статуе Хатшепсут, которые были видны издалека с проплывающих соответственно Нилу судов. Террасу окружали колонны. Здесь а было построено несколько небольших храмов-молелен. Южная фланг портика была посвящена покровительнице царицы – богине Хатор. Тогда находилось ее святилище.
За колоннадой портика скрыт путаница, состоящий из подземных залов, вырубленных в скалах. Прошлое убранство залов поражает воображение своим великолепием. Приблизительно, полы были выложены плитами из золота и серебра, двери были изготовлены с кедра и бронзы, на сводах находились разноцветные рельефы. Доступ в основной зал был украшен изваяниями царицы Хатшепсут в образе бога Осириса высотой в 3 м, а двери зала были изо «черной меди» с инкрустированными в них сплавами из золота и серебра.
Капитальный зал подземного святилища хранил грандиозное изваяние Хатшепсут, сделанное изо мрамора. К сожаленью, оно не сохранилось до наших времен, и незамедлительно можно увидеть только его обломки. В целом, в храме находилось сильнее двухсот скульптур, 140 из которых были в виде сфинксов. Сии монументы изображают Хатшепсут как в виде бога Осириса, неизвестно зачем и в образе фараона, а еще сфинкса. Благодаря этим изваяниям сохранился представление египетской царицы, максимально приближенный к достоверному. Поскольку мастера того времени и эдак пытались передать портретное сходство Хатшепсут.
Текущее фрустрация храма Хатшепсут
Исследовавший в 1891 году этот пространство, известный археолог Э. Навилль тогда не смел и предполагать, какими судьбами впоследствии этот храм можно будет воссоздать. Потому как большое количество изваяний и рельефов в свое время было вывезено из-за пределы страны, реставрация казалась невозможной. Но в 1961 году польские реставраторы начали работы за восстановлению храма. И уже в 2002 году храм был открыт для того посещений туристами.
К слову, благодаря усилиям реставраторов, фрагментарно восстановлена третья верхняя терраса. Восстановительные работы ведутся после сегодняшний день.
Как добраться до храма Хатшепсут
Своеобычно добраться до храма невозможно, поскольку местная держиморда не пропускает туда туристов без сопровождения туроператоров. Сие связано с тем, что по дороге в Луксор не один раз происходили террористические атаки на туристов.
Вместе с тем, рекомендуется строго-настрого запретить экскурсию в древний город Луксор, включающую помимо осмотра других достопримечательностей и освидетельствование храма Хатшепсут.