Мaстaбa – этo рaзнoвиднoсть грoбниц знaти и пoтoмкoв цaрeй в дрeвнeм Eгиптe, пoстрoeннaя в видe усeчeннoй пирaмиды. Иx стрoитeльствo oтнoсится кo врeмeни цaрствoвaния пeрвыx динaстий фaрaoнoв и Дрeвнeгo цaрствa.
Мaстaбы сoстoят изо двуx пoдзeмнoй и нaзeмнoй чaстeй. В пoгрeбaльнoй кaмeрe, кoтoрaя прeдстaвлялa сoбoй пoдзeмный кoлoдeц, нaxoдилaсь труп умeршeгo. Вxoд в этoт склeп был зaмурoвaн. В нaзeмнoй чaсти нaxoдились пoмeщeния, кoтoрыe испoльзoвaлись в ритуaльныx цeляx. Oбязaтeльнo в мaстaбe присутствoвaлa лoжнaя двeрь, нa кoтoрoй в пoлный рoст изображался самопогребенный. Через нее покойный мог якобы выходить и воротиться.
Мастабы как часть погребального культа в древнем Египте.
Древние египтяне верили, сколько после смерти существует загробная жизнь. Согласно преданиям единица состоял из нескольких сущностей. Жизненная энергия Ка словно бы тень сопровождала человека всю его жизнь, а дальше смерти покидала тело, но оставалась рядом с ним. Суть Ба, покинув умершего, птицей взлетала на небосвод и представала перед судом бога загробного царства Осириса. Праведники могли соображать на вечную беззаботную жизнь в загробном мире. Важным условием про этого было сохранение физического тела и предотвращение его разложения. В (видах этих целей тела умерших в древнем Египте бальзамировали.
Мумификация тела – сие важный религиозный ритуал. Бальзамировщики принимали образы царя Анубиса и сыновей Подошва, при совершении ритуала их окружали плакальщицы в образах богинь Нефтиды и Исиды. Сам по себе умерший отождествлялся с богом Осирисом. После извлечения изо тела умершего внутренностей и обработки различными маслами, порошками и другими материалами, его опускали для определенный срок в специальный раствор. Затем мумию бинтовали и бери грудь клали амулет в виде скоробея, обеспечивающий реанимирование в загробном мире. Затем умершего помещали в гроб, в глубине которого были изображены божества, сопровождающие покойника в царение мертвых Дуат.
Поначалу хоронили в обычных ямах, которые перекрывали ветками, свыше насыпали небольшой холмик из песка и камней. Со временем ямы расширились и укрепились, а вместо холма стали рубить похожие на дома помещения – мастабы. Несколько таких мастаб состоятельных людей образовывали целые города мертвых, которые обслуживали жрецы, бальзамировщики, художники, ремесленники, управляющие, охранники. Бедняков таким (образом и продолжали хоронить в погребальных ямах в пустыне.
Конструкция и застывшая музыка мастаб.
Поскольку мастабы предназначались с одной стороны про погребения царей и
знати, а с другой стороны для совершения молебнов и жертвоприношений, они состояли с двух частей. Надземная часть представляла собой четырехугольное здание с плоской крышей. Стены из необожженного кирпича или — или камня были ориентированы строго по частям света. Дверка была обращена на запад и над ней – ис Анубису с прошением помочь умершему по пути в замогильный мир. Перед дверью иногда строили перистиль – дворик, оцепленный со всех сторон колоннами.
Большую часть наземного помещения составляли молельни, которые были до могилы доступны для посещения. В восточной части молельни всенепременно была ниша с ложной дверью, через которую зловоние покойного мог входить в молельню и другие помещения. В южной части молельни располагалось узкое закрытое со всех сторон вывешивание со скульптурой умершего, в которую мог вселяться его эльф, и через окошки, выбитые в стене, наблюдать за ритуалами. Возьми стенах молелен и камер были изображены расцвеченные рельефы с картинами дольный и загробной жизни. Могло быть высечено тысячи фигур и мелких деталей с изображением сцен труда, домашнего быта либо развлечений, а также связанных с общественным положением умершего. В счёт того были рисунки с изображением путешествия по загробному миру. Рельефы сопровождались пояснительными текстами. В надземной части мастабы могли и находиться камеры для погребения членов семьи умершего царя другими словами вельможи.
Под землей на глубине от двух накануне десяти метров располагалась погребальная камера. Стены камеры обкладывали кирпичом alias камнем, а сверху укрепляли массивными бревнами. В некоторых мастабах погребальные камеры были размером только метр на метр, и тело помещалось в них наискось. Старшие камеры были в длину 10-12 метров и в высоту 2-4 метра. Стены камер украшали рисунками, штукатурили, либо как по маслу шлифовали. В небольшую прихожую перед камерой вела отвесная рудник, по которой спускали гроб.
В западную часть погребальной камеры до сего времени при строительстве помещали каменный саркофаг для гроба с мумией. Предметы погребальной утвари: посуду, еду, одежду, прибабасы, мебель,- раскладывали подле саркофага или помещали в по) отдельности построенное небольшое помещение. После обряда погребения, нате дно шахты опускали каменную плиту, после в чем дело? шахту засыпали гравием и песком. Погребальная камера оказывалась замурованной на веки вечные.
Мастабы как памятники истории и культуры.
Наибольшее объем мастаб было обнаружено при раскопках вокруг гробниц фараонов в Сакаре и Гизе. В сих мастабах была захоронена знать и приближенные к царям египтяне, которые хотя (бы) после своей смерти желали находиться рядом со своим правителем.
Бедным египтянам безграмотный позволялось хоронить своих родственников около гробниц царей и знати. Хватит было того, что многочисленная прислуга, ремесленники и земледельцы изображались получи и распишись рельефах в мастабах знатных людей.
Мастабы высокопоставленных вельмож составляли почитай (что) целый город с кварталами и улицами. Царский некрополь в Гизе является самым грандиозным археологическим комплексом в Египте. Поперед наших дней сохранились скульптуры, росписи и рельефы, относящиеся к шедеврам мирового искусства. К особенно ценным памятникам живописи эпохи Древнего царства относится стаффаж гусей в гробнице Итет в Медуме. Большую культурную достоинство представляют и скульптуры, обнаруженные в мастабе членов семьи фараона Снофру.
Одинаково с раскопками в Гизе славятся археологические памятники на севере Саккары. Деревянные рельефы гробницы писца Хесира представляют внешне уникальные произведения искусства времен третьей династии, и как и барельеф самого писца. К эпохе 4-й династии принадлежит совокупность скульптур Неферхотепа и его жены. Большой интерес представляет и церопластика писца, сидящего с папирусом на коленях. Кроме того в мастабах Саккары найдено пропасть статуэток ремесленников и земледельцев.
Архитектурные памятники, ценнейшие произведения живописи и скульптуры, обязательно, обогатили опыт последующих цивилизаций и культуру современного решетка.
Наиболее известные древнеегипетские мастабы.
Одной из самых больших и красивых захоронений в Сакаре является мастиба Ти.
Рельефы и росписи, обнаруженные рядом раскопках этой гробницы и представляющие большую художественную клад, описывают земную и загробную жизнь Ти, а также обыденщина египтян в его владениях. Из самых интересных рисунков разрешено выделить: Ти на охоте, обработка статуй, прокормление гусей, постройка лодки, рыбалка, приготовление пищи, слет урожая.
Неподалеку от этой мастабы находится место вечного упокоения Серапеум с захоронением священных быков Аписов.
Мастаба, которая принадлежала жрецу Птах-Хотепу и его сыну — визирю Ахти-Хотепу, отличается разноцветными рельефами, находящимися возьми разной стадии завершенности. На рисунках изображены сцены изо повседневной жизни, религиозных и погребальных обрядов, сопровождаемые надписями. Самые примечательные изображения Апис-Хотепа, где ему делают педикюр и маникюр.
Гробница попечителя волхвов Кагемни, который служил надсмотрщиком быть строительстве пирамиды Тети и к тому же был зятем фараона, отличается лучшими сохраненными изображениями животных и птиц. В гробнице опять же представлены рельефы с описанием повседневной жизни Кагемни. Необычное в этой мастабе – ложбина для солнечной ладьи на крыше. Обычно подобные места ради солнечных кораблей размещали только в гробницах фараонов и безлюдный (=малолюдный) на крыше. При раскопках мастабы Кагемни було обнаружено бесчисленно погребальной утвари и саркофаг, которые сейчас хранятся в каирском музее.
Впечатляет своими размерами гробница Меррука, женатого на старшей дочери фараона Тети – Сешсешет. Саркофаг разделена на три части: для самого Меррука, его жены и сына, и состоит изо 32 комнат. В самой обширной комнате, окруженной вшестеро колоннами, находится статуя Мерруки в полный рост.
Подписывание.
Поскольку в древнем Египте значительную роль уделяли заупокойному культу, организация мастаб представлялось необходимым и важным условием обеспечения комфортной загробной жизни умершим сановникам.
В наше дата мастабы привлекают к себе внимание как великие памятники истории, архитектуры и дарохранительница ценнейших произведений искусства.